Поделиться ссылкой:
Рейтинг «Doing Business-2019» в Казахстане сегодня
31 октября 2018 года Всемирный банк опубликовал очередной ежегодный отчет по легкости ведения бизнеса «Doing Business-2019».
Общая позиция Казахстана в рейтинге – 28 место (поднялся на 8 пункта 36 место в 2018 году).
-
Индикатор «Налогообложение» (МФ - исполнитель)
По индикатору «Налогообложение» Казахстан на 56 месте (понижение на 6 позиций, 2018г. - 50 место).
Данный индикатор включает следующие показатели:
- платежи (количество в год)
- время (часы в год)
- общая ставка налогов и взносов
- индекс процедур после подачи отчетности и уплаты налогов
Показатели |
DB 2019 |
DB 2018 |
Отклонение +/- |
Количество выплат в год |
7 |
7 |
не изменилось |
Время (часы) |
182 |
178 |
+ 4 |
% налоговой нагрузки |
29,4 |
29,2 |
+ 0,2 |
Налог на прибыль (% от прибыли) |
16,2 |
16,2 |
не изменилось |
Зарплатные налоги и отчисления (% от прибыли) |
11,3 |
11,3 |
не изменилось |
Другие налоги (% от прибыли) |
1,9 |
1,9 |
не изменилось |
Справочно: (КПН, НДС, ИПН, СН, налог на транспортные средства, земельный налог и налог на имущество).
Время (часы в год)
Индикатор налогообложения измеряет время, необходимое для подготовки, подачи и оплаты трех основных видов налогов и взносов в часах (КПН, НДС, налоги с ФОТ и соц.платежи). По данным опроса, налогоплательщиками на подготовку всей необходимой информации, подачу и выплату КПН, налогов и пошлин на оплату труда и НДС затрачиваемое время: 55 часов для КПН, 74 часа для налогов на рабочую силу и взносы и 53 часа для НДС.
Общая ставка налогов и взносов (% от прибыли)
По налоговой нагрузке снижение показателя связано с введением с 1 июля 2017 года обязательного социального медицинского страхования.
Справочно: В соответствии с ЗРК «Об обязательном социальном медицинском страховании» от 16 ноября 2015 года № 405-V, отчисления работодателей, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются в размере:
с 1 июля 2017 года – 1 процента от объекта исчисления отчислений;
с 1 января 2018 года – 1,5 процентов от объекта исчисления отчислений;
Индекс процедур после подачи отчетности и уплаты налогов (Возврат НДС)
Законодательно приняты нормы касающиеся открытия плательщиком НДС Контрольного счета НДС - отдельного банковского счета, используемого для раздельного учета движения денег по суммам НДС на добровольной основе с 1 января 2019 года (в Налоговом кодексе от 25.12.2017г. и в Законах «О банках и банковской деятельности» и «О платежах и платежных системах»).
Новый механизм ускоренного возврата превышения НДС при использовании плательщиками НДС специального Контрольного счета НДС внедряться с применением технологии Blockchain.
Основным принципом предлагаемого решения является отслеживание финансовых потоков НДС и прозрачности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиков в реальном времени для последующего автоматического возврата НДС.
При этом, впервые будет осуществляться возврат НДС по приобретенным товарам внутри страны налогоплательщикам, не имеющим обороты, облагаемые по нулевой ставке. Перечень товаров будет утверждаться уполномоченным органом.
Для экспортеров, применяющих контрольные счета НДС, сроки возврата НДС будут сокращены с 55 дней до 15, при этом возврат НДС будет производиться без применения системы управления рисками.
-
II. Индикатор «Международная торговля»
(МНЭ – исполнитель, МФ - соисполнитель).
Международная торговля - 102 место (ответственный МНЭ, МФ-соисполнитель), (улучшение на 21позицию, 2018 г. - 123 место).
Места по странам: Страны ЕС – 1 место, …… Катар – 97, ОАЭ - 98 место, место РФ - 99 место, Вьетнам – 100 место, Тунис -101 место.
Данный индикатор включает все временные и денежные затраты, связанные с экспортом и импортом товаров (на разрешительные документы от государственных органов, оформление брокерами таможенной документации, погрузку, транспортировку и выгрузку товаров и т.д.).
№ п/п |
Показатели |
DB 2019 |
DB 2018 |
Отклонение +/- |
Экспорт |
|
|||
1 |
Время на экспорт: приграничный и таможенный контроль (часы) |
105 |
133 |
- 28 |
2 |
Стоимость экспорта: приграничный и таможенный контроль (долл.США) |
470 |
494 |
-24 |
3 |
Время на экспорт: оформление документов (часы) |
128 |
128 |
не изменилось |
4 |
Стоимость на экспорт: оформление документов (долл.США) |
200 |
200 |
|
Импорт |
|
|||
5 |
Время на импорт: приграничный и таможенный контроль (часы) |
2 |
2 |
не изменилось |
6 |
Стоимость импорта: приграничный и таможенный контроль (долл.США) |
0 |
0 |
не изменилось |
7 |
Время на импорт: оформление документов (часы) |
6 |
6 |
не изменилось |
8 |
Стоимость на импорт: оформление документов (долл.США) |
0 |
0 |
не изменилось |
На повышение позиции Казахстана по данному индикатору повлияло сокращение временных затрат на таможенное декларирование, а именно внедрение электронного декларирования посредством автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования (далее - ИС АСТАНА-1).
С внедрением ИС «АСТАНА-1» (электронное таможенное декларирование) на сегодняшний день удалось добиться определенных положительных результатов. Так, сокращено время таможенной очистки товаров до 1 минуты, это примерно 73% от общего количества деклараций.
Справочно:
1 октября 2017 года – подсистема «Таможенный транзит».
1 января 2018 года – подсистема «Таможенное декларирование» по таможенной процедуре «Экспорт».
1 апреля текущего года запущено – «Таможенное декларирование» по остальным таможенным процедурам, в том числе по импорту.
Данные нововведения положительно отразились на бизнесе, так сократились финансовые затраты УВЭД за счет экономии расходов на услуги складов временного хранения.
Сокращение финансовых затрат на таможенное оформление.
Сокращена сумма сборов на таможенное оформление товаров с 25 000 тенге за основной лист декларации на товары до 19 000 тенге и с 11 000 тенге за дополнительный лист декларации до 7 000 тенге (постановление Правительства Республики Казахстан от 5 апреля 2018 года №171 «Об утверждении ставок таможенных сборов за таможенное декларирование», 20 апреля 2018 года вступило в силу).
Справочно: ранее, действовали ставки таможенных сборов за таможенное декларирование товаров:
25 000 тенге за основной лист декларации на товары;
11 000 тенге за каждый добавочный лист декларации на товары.
Предоставлена возможность заполнения таможенных деклараций сотрудниками таможенных органов.
Справочно: Норма введена с 1 января 2018 года согласно статье 191 Кодекса РК «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» Заполнение таможенной декларации должностным лицом таможенного органа.
Для целей таможенного декларирования товаров по выбору лица допускается заполнение должностным лицом таможенного органа транзитной декларации, пассажирской таможенной декларации, декларации на транспортное средство, а также декларации на товары при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру экспорта, в соответствии с настоящей статьей.
Так, по выбору декларанта установлена возможность заполнение экспортной декларации должностным лицом таможенного органа на безвозмездной основе.
Заполнение экспортной декларации должностным лицом таможенного органа осуществляется на основании заявления декларанта.
Данная норма позволяет исключить из цепи внешнеэкономической деятельности обязательное присутствие таможенного представителя (брокера), тем самым сократив как финансовые, так и временные затраты декларанта.
III. Индикатор «Реабилитация и банкротство» (МФ – исполнитель).
По индикатору «Разрешение неплатежеспособности» - 37 место (улучшение на 2 позиции, 2018 г. - 39 место).
Места по странам: Япония – 1 место, …… Мексика – 32 место, Ямайка – 33 место, Маврикий - 35 место, Индонезия - 36 место.
В рамках принятия Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности» (далее - Закон).
Так, законодательно предусмотрено разделение кредиторов на категории при голосовании по одобрению плана, а также ввести различные режимы голосования для различных категорий кредиторов.
Справочно
При действующем порядке в голосовании по одобрению плана реабилитации решение принимается кредиторами по принципу «один тенге – один голос». Таким образом, кредитор обладающий большинством голосов самостоятельно определяет порядок проведения реабилитационной процедуры. После внесения изменений в Закон в голосовании по одобрению плана реабилитации будут учувствовать кредиторы второй и четвертой очередей (залоговые кредиторы и кредиторы по гражданско-правовым и иным обязательствам). В случае если одна из категорий кредиторов не одобрит такой план, план не будет согласован. Введение системы раздельного голосования существенно изменит принцип голосования, обеспечит защиту кредиторов четвертой очереди, а следовательно баланс интересов.
Также представлена возможность использования следующих видов финансирования предприятия:
- Капитальная аренда (финансовый лизинг);
Справочно:
Двухсторонний договор, заключенный между должником и лизенгодателем, где лизингодатель обязуется передать в собственность предмет лизинга должнику, за определенную лизингодателем плату.
- Факторинг;
Справочно:
трехсторонний договор, заключенный между должником (банкротом), его дебитором и третьим лицом, где должник (банкрот) уступает или обязуется уступить третьему лицу свое денежное и(или) другое требование к своему дебитору, а третье лицо передает или обязуется передать деньги в распоряжение должника (банкрота) в обмен на право требования к дебитору должника (банкрота).
- Факторинг для покупателей (реверсивный факторинг).
Справочно:
трехсторонний договор, заключенный между должником (банкротом), его дебитором и третьим лицом, где дебитор передает третьему лицу свое обязательство перед должником, а третье лицо исполняет обязательства дебитора перед должником.
Источник: http://kgd.gov.kz